Мои статьи, публикации, выступления

Об особенностях взыскания с поставщика, подрядчика, исполнителя штрафа за нарушение государственного (муниципального) контракта

В соответствии с частью 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" штраф начисляется за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательства. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.

Данный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063), в дальнейшем именуемые - Правила определения размера штрафа. Согласно пункту 4 данного документа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств), размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - процента от цены контракта.

Однако практика показывает, что нередко условия государственного (муниципального) контракта о штрафе не соответствуют положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в дальнейшем - Закон о контрактной системе) и Гражданского кодекса РФ.

Во-первых,  в части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе прямо указано, что размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы. Поэтому недопустимо, чтобы положения о штрафе были сформулированы в виде процента от цены контракта (как это сделано в пункте 4 Правил определения размера штрафа). Штраф должен быть указан только в виде конкретной денежной суммы, рассчитанной в соответствии пунктом 4 Правил определения размера штрафа. По этой же причине недопустимо, чтобы штраф устанавливался без указания его размера в контракте, а посредством отсылки к Правилам определения размера штрафа.

Во-вторых, иногда положения контракта о штрафе являются прямым заимствованием из пункта 4 Правил определения размера штрафа. Например, за  ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств) размер штрафа устанавливается в размере ХХХ рублей. Как видим, из подобной формулировки невозможно установить за нарушение какого конкретного обязательства нарушитель обязан уплатить штраф. В этом случае необходимо признать одно из двух: либо нарушитель обязан уплатить штраф за любое нарушение контракта, включая незначительное, а также повторное (исключение - просрочка исполнения обязательства), либо условие о штрафе является  несогласованным. Считаю, верным является второй вывод. В противном случае, возникает почва для различных злоупотреблений со стороны государственного (муниципального) заказчика, как лица, составляющего проект контракта. В свою очередь, поставщик (подрядчик, исполнитель) утрачивает экономическую заинтересованность в заключении контракта, поскольку совокупный размер штрафов может превысить цену контракта!

В связи с изложенным полагаю, что единственно верной является такая формулировка условия о штрафе, из которой ясно следует, за нарушение какого конкретного обязательства нарушитель обязан уплатить штраф в виде фиксированной в рублях суммы. Например, за каждый выявленный в течении гарантийного срока случай брака товара поставщик обязан уплатить последнему штраф в размере ХХХ рублей.   

В-третьих, согласно пункту 4 Правил определения размера штрафа основанием для применения штрафа может быть любое правонарушение, за исключением просрочки исполнения обязательства. Следовательно, за нарушение срока выполнения обязательства к подрядчику не может быть применен штраф, поскольку должна применяться неустойка. Напротив, за отказ подрядчика от выполнения законного требования заказчика на первого может быть наложен штраф в размере и на условиях, предусмотренных контрактом.

В заключение остановлюсь на правовых последствиях, которые наступают  для сторон государственного (муниципального) контракта в случае включения в него положений о штрафе, не соответствующих требованиям статьи 34 Закона о контрактной системе и статьям 422 и 432 Гражданского кодекса РФ.     

Во-первых, как было указано выше, признание судом положений о штрафе несогласованными позволяет нарушившему контракт поставщику (подрядчику, исполнителю) существенно снизить размер своей имущественной ответственности перед государственным (муниципальным) заказчиком посредством полного освобождения нарушителя от уплаты штрафа.  

Во-вторых, в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ (в дальнейшем - КоАП РФ) утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей. Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по статье 7.30 КоАП РФ составляет один год с момента совершения административного правонарушения. Полагаю, вероятность обращения поставщика (подрядчика, исполнителя) в УФАС и, как следствие,  возможность привлечения должностного лица государственного (муниципального) заказчика к административной ответственности может быть эффективно использована поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для отстаивания своих интересов перед излишне ретивым государственным (муниципальным) заказчиком.