Мои статьи, публикации, выступления

Об особенностях взыскания с поставщика, подрядчика, исполнителя штрафа за нарушение государственного (муниципального) контракта

В соответствии с частью 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" штраф начисляется за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательства. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.

Данный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063), в дальнейшем именуемые - Правила определения размера штрафа. Согласно пункту 4 данного документа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств), размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - процента от цены контракта.

Однако практика показывает, что нередко условия государственного (муниципального) контракта о штрафе не соответствуют положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в дальнейшем - Закон о контрактной системе) и Гражданского кодекса РФ.

Во-первых,  в части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе прямо указано, что размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы. Поэтому недопустимо, чтобы положения о штрафе были сформулированы в виде процента от цены контракта (как это сделано в пункте 4 Правил определения размера штрафа). Штраф должен быть указан только в виде конкретной денежной суммы, рассчитанной в соответствии пунктом 4 Правил определения размера штрафа. По этой же причине недопустимо, чтобы штраф устанавливался без указания его размера в контракте, а посредством отсылки к Правилам определения размера штрафа.

Во-вторых, иногда положения контракта о штрафе являются прямым заимствованием из пункта 4 Правил определения размера штрафа. Например, за  ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств) размер штрафа устанавливается в размере ХХХ рублей. Как видим, из подобной формулировки невозможно установить за нарушение какого конкретного обязательства нарушитель обязан уплатить штраф. В этом случае необходимо признать одно из двух: либо нарушитель обязан уплатить штраф за любое нарушение контракта, включая незначительное, а также повторное (исключение - просрочка исполнения обязательства), либо условие о штрафе является  несогласованным. Считаю, верным является второй вывод. В противном случае, возникает почва для различных злоупотреблений со стороны государственного (муниципального) заказчика, как лица, составляющего проект контракта. В свою очередь, поставщик (подрядчик, исполнитель) утрачивает экономическую заинтересованность в заключении контракта, поскольку совокупный размер штрафов может превысить цену контракта!

В связи с изложенным полагаю, что единственно верной является такая формулировка условия о штрафе, из которой ясно следует, за нарушение какого конкретного обязательства нарушитель обязан уплатить штраф в виде фиксированной в рублях суммы. Например, за каждый выявленный в течении гарантийного срока случай брака товара поставщик обязан уплатить последнему штраф в размере ХХХ рублей.   

В-третьих, согласно пункту 4 Правил определения размера штрафа основанием для применения штрафа может быть любое правонарушение, за исключением просрочки исполнения обязательства. Следовательно, за нарушение срока выполнения обязательства к подрядчику не может быть применен штраф, поскольку должна применяться неустойка. Напротив, за отказ подрядчика от выполнения законного требования заказчика на первого может быть наложен штраф в размере и на условиях, предусмотренных контрактом.

В заключение остановлюсь на правовых последствиях, которые наступают  для сторон государственного (муниципального) контракта в случае включения в него положений о штрафе, не соответствующих требованиям статьи 34 Закона о контрактной системе и статьям 422 и 432 Гражданского кодекса РФ.     

Во-первых, как было указано выше, признание судом положений о штрафе несогласованными позволяет нарушившему контракт поставщику (подрядчику, исполнителю) существенно снизить размер своей имущественной ответственности перед государственным (муниципальным) заказчиком посредством полного освобождения нарушителя от уплаты штрафа.  

Во-вторых, в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ (в дальнейшем - КоАП РФ) утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей. Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по статье 7.30 КоАП РФ составляет один год с момента совершения административного правонарушения. Полагаю, вероятность обращения поставщика (подрядчика, исполнителя) в УФАС и, как следствие,  возможность привлечения должностного лица государственного (муниципального) заказчика к административной ответственности может быть эффективно использована поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для отстаивания своих интересов перед излишне ретивым государственным (муниципальным) заказчиком.   

Вам нужна юридическая помощь?
Оставьте заявку на сайте, позвоните по телефону или напишите мне на E-Mail