Мои статьи, публикации, выступления

Трагедия в Карелии показала неэффективность Федерального закона №44-ФЗ о контрактной системе

Трагедия в Карелии показала неэффективность Федерального закона №44-ФЗ о контрактной системе

Московское УФАС провело проверку законности проведения Департаментом соцзащиты города Москвы аукционов по организации детского оздоровительного отдыха, победителем в которых было признано ООО «Парк-отель «Сямозеро», ставшее печально известным в связи с гибелью подростков в Карелии.

В ходе проверки были выявлены признаки картельного сговора между ООО «Парк-отель «Сямозеро» и ООО «Карелия-Опен». Из опубликованной в СМИ информации следует, что доказательства картельного сговора лежат на поверхности. Во-первых, учредитель ООО «Парк-отель «Сямозеро» - г-жа Решетова Е.В. и учредитель ООО «Карелия-Опен» - г-жа Лисина Г.В. зарегистрированы по одному и тому же адресу. Во-вторых, в аукционах участвовали только эти две организации. В-третьих, требования к победителю в аукционной документации сформулированы исключительно под ООО «Парк-отель «Сямозеро» - были выявлены существенные заимствования информации с сайта данной коммерческой организации в части описания оказываемых ее услуг, включая грамматические ошибки. Таким образом, аукционы были проведены так, чтобы исключить заключение договоров с какими-либо другими «нежелательными» организациями.

Произошедшая трагедия показала существенный изъян в работе Федерального закона от 05.04.2103 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В частности, государственный, муниципальный заказчик волен самостоятельно формировать условия требуемой ему закупки. При наличии соответствующей квалификации можно фактически безнаказанно сформулировать условия торгов таким образом, чтобы победитель был заранее предопределен. Практика изобилует случаями, когда государственные контракты с завидной регулярностью заключаются с лицами, аффилированными с руководством государственного или муниципального заказчика. Решением этой проблемы может быть публичный контроль со стороны общественных организаций, а равно тотальный контроль за заключаемыми контрактами со стороны контролирующих органов. Например, в случае необходимости проведения закупки на определенную сумму можно обязать организатора торгов в предварительном порядке согласовать аукционную документацию с коллегиальным контролирующим органом и доказать ему целесообразность проведения закупки, включая обоснованность ее цены. В случае последующего выявления злоупотреблений при проведении согласованной таким образом закупки организатор торгов и все члены коллегиального контролирующего органа будут привлечены к персональной гражданско-правовой, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Уверен, что далеко не каждый член такого органа захочет лично отвечать за одобрение сомнительной сделки. При этом, срок работы такого коллективного органа целесообразно ограничить, например, ввести ежегодное 50-ти процентное обновление его кадрового состава. Полагаю, затраты на формирование такого органа с лихвой компенсируются за счет существенного снижения количества неэффективных закупок.

акже следует отметить, что если бы не случившаяся трагедия, получившая широкую огласку в СМИ, то наверняка допущенные нарушения при проведении торгов по организации детского оздоровительного отдыха остались бы незамеченными. Вместе с тем, возникают вопросы не только в связи картельным сговором участников торгов, но и к организаторам торгов на наличие признаков злоупотребления должностными полномочиями, получения взятки и халатности. Крайне сомнительно, что ООО «Парк-отель «Сямозеро» победило в торгах без «помощи» чиновников. Также обращает на себя внимание, что Департамент не проводил проверку соблюдения ООО «Парк-отель «Сямозеро» условий заключенных между ними контактов. Если бы это было сделано своевременно, то возможно, случившуюся трагедию удалось бы избежать. Практика показывает, что заказчик имеет значительный арсенал средств оперативного воздействия на недобросовестного поставщика, подрядчика, исполнителя, вплоть до приостановки оплаты или одностороннего отказа от исполнения контракта. Считаю, что жажда наживы оказалась сильней, чем забота о безопасности жизни и здоровья детей. За это все виновные, и не только коммерсанты, должны быть выявлены и показательно наказаны, чтобы не допустить повторения подобной трагедии. Но только одним наказанием ограничиваться нельзя, нужна системная доработка Федерального закона от 05.04.2103 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».