Кратко об авторе: адвокат Демьянчук Александр Владимирович, г. Москва. Адвокатский стаж с 1995 года. Специализация – защита по уголовным делам о взяточничестве, иным должностным и экономическим преступлениям. Неоднократно добивался оправдания судом своих подзащитных. География деятельности – Москва и регионы.
Более подробная информация об авторе и его адвокатской деятельности размещена на персональном сайте: https://www.advokat-demyanchuk.ru
Автор продолжает публикацию статей с разбором «трюков», используемых обвинением и судами для вынесения обвинительных приговоров, а также методов эффективного им противодействия со стороны адвоката-защитника. Автор использует собственную адвокатскую практику, практику судов Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека.
Автор неоднократно сталкивается с подменой следствием заключения судебной экспертизы показаниями свидетеля. Логика следствия проста.
Во-первых, с учетом большого объема загрузки экспертов, составление экспертного заключения может занимать до 6 месяцев. Так как следователь обязан соблюдать установленные процессуальным законом сроки следствия, то подобные проволочки для него неприемлемы.
Во-вторых, зачастую допрошенный следователем свидетель «крепко сидит на крючке» у следователя, и чтобы выгородить себя он даст любые показания в интересующем следователя (обвинительном) ключе.
Например, по делу о присвоении директором государственного учреждения премий, собираемых со своих подчиненных, главный бухгалтер не только дал показания против руководителя, но и произвел расчет якобы присвоенных им премий. При этом главбух также получал эти премии, но по воле следователя он не стал соучастником преступления, а остался в статусе свидетеля. На основании полученного от главбуха расчета и без назначения по делу судебной бухгалтерской экспертизы следователь направил уголовное дело в суд.
По другому делу о получении взятки следователь не стал назначать судебную фоноскопическую экспертизу для идентификации голосов обвиняемых с голосами, содержащимися на представленной свидетелем в материалы дела фонограмме. Следователь ограничился допросом данного свидетеля, «уверенно опознавшего» на записанной им фонограмме голоса обвиняемых! При этом следователя не смутило, что сторона защиты обвиняла данного свидетеля в совершении провокации и оговора в отношении обвиняемого.
Поэтому, если адвокат такие «художества» следователя оставит без внимания суда (что нередко), то его подзащитному с большой вероятностью будет обеспечен обвинительный приговор! Кто сказал, что судья будет на стороне подсудимого? К тому же судья может не знать обо всех нарушениях закона, допускаемых на следствии и в суде, поскольку судьи бывают разными. Это адвокат обязан знать все нарушения закона и как с ними бороться, если он действительно является профессионалом своего дела, и реально намерен помочь своему подзащитному остаться на свободе.
Адвокат должен заявить суду ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, поскольку
1. Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 №28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» справки, акты, заключения и иные формы фиксации результатов ведомственного или другого исследования, полученные по запросу органов предварительного следствия или суда, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы.
2. Согласно ч. 1 ст. 198 УПК РФ при назначении и производстве судебной экспертизы обвиняемый и его защитник вправе знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы; заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении; ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении; ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту; присутствовать с разрешения следователя при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту; знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта.
Конституционный Суд РФ в Определении от 18.06.2004 №206-О указал, что ознакомление с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника должно быть осуществлено до начала производства экспертизы, в противном случае названные участники процесса лишаются возможности реализовать связанные с назначением экспертизы и вытекающие из конституционных принципов состязательности и равноправия сторон права, закрепленные ст. 198 УПК РФ, и что соответствующее требование ч. 3 ст. 195 данного Кодекса распространяется на порядок назначения любых судебных экспертиз, носит императивный характер и обязательно для исполнения следователем, прокурором и судом на досудебной стадии судопроизводства во всех случаях.
Таким образом, допущенная следователем подмена выводов судебной экспертизы показаниями свидетеля нарушает конституционные принципы состязательности и равноправия сторон, поскольку судебная экспертиза по уголовному делу не назначалась!
Постановлением Президиума Омского областного суда от 11.01.2010 №44-У-15 был отменен приговор Таврического районного суда Омской области от 03.12.2008 в отношении Н., осужденной по ч. 1 ст. 105 УК РФ, уголовное дело было направлено в тот же суд на новое судебное рассмотрение в ином составе суда. Основанием для отмены приговора послужило следующее: «Выводы эксперта Е. о причинах смерти Б. и показания свидетеля Т. имеют существенные противоречия. Показания свидетеля, исходя из материалов дела, хотя и являющегося специалистом, не могут подменять (заменять) обязательное в силу закона доказательство (заключение эксперта, примечание и выделение – автора), которое, исходя из материалов дела, - имеет противоречивые сведения».
Критики могут возразить, что приведенный пример из судебной практики неубедителен, поскольку в силу ст. 196 УПК РФ для установления причины смерти потерпевшего назначение и производство судебной медицинской экспертизы обязательно. Тогда как, например, фоноскопическая экспертиза в перечень обязательных экспертиз не входит. Также признаю, что суды практически повсеместно игнорируют (автор проверял!) доводы защиты о недопустимости подмены заключения эксперта показаниями свидетеля.
Однако автор убежден, что сторона защиты обязана приводить данный аргумент (наряду с другими) при оспаривании обвинительного приговора. Без тщательной проверки показаний свидетеля (свидетелей) обвинительный приговор искажает саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия! Свидетель может ошибаться, а может и оговаривать подсудимого. Например, как установить достоверность показаний свидетеля об опознании им голоса подсудимого на прослушанной фонограмме? Ответ – без судебной экспертизы никак. Только научно обоснованная судебная фоноскопическая экспертиза может установить или не установить принадлежность обвиняемому (подсудимому) голоса (речи), содержащегося на исследованной экспертом фонограмме. И главное – этот вывод эксперта в отличие от показаний свидетеля можно проверить!
Задать интересующие вопросы вы можете на персональном сайте автора: https://www.advokat-demyanchuk.ru, а также по тел: + 7 (495) 984 - 89 - 75 или мобильному телефону: + 7 (916) 952 - 33 - 00 (WhatsApp, Telegram и Viber).
Спасибо, что дочитали мою статью. Надеюсь, она была полезной. До новых встреч!
© Адвокат Демьянчук А.В., 2022 г.